Главная / Дети / Как помочь подростку выбрать профессию?

Как помочь подростку выбрать профессию?

Начало осознания вопроса профессиональной самонаправленности у детей  начинает происходить уже в возрасте 14-15 лет. Если основываться на ежегодно проводимых исследованиях лишь 15% учащихся имеют твердые профессиональные планы. Приблизительно столько же выпускников даже и не задумываются о будущей профессии. Около 70% школьников не располагают четкой позицией и колеблются в собственном выборе, преодолевая противоречивые эмоции: «Выбор делать нужно, но какой сделать выбор не знаю».

Выбрать будущую профессию – значит сделать первый серьезный жизненный шаг, с этим сталкиваются все выпускники. И от того, как подросток решит эту дилемму, зависит не только его будущая жизнь, но и его душевный комфорт.

Почему для современной молодежи выбор профессии – большая проблема? Причин в этом несколько. Прежде всего, огромный список профессий, при этом многие «старые» профессии исчезли, и появились «новые», которые не известны не только школьникам, но и их родителям.

Во-вторых, современное поколение лишено возможности знакомства с особенностями разных профессий, как это практиковалось в советские времена. Происходит это по понятным причинам: бизнес-процессы, как правило, не терпят постороннего вмешательства, более того большая часть профессиональных процессов происходит в мыслительном плане, который пронаблюдатьневозможно. Для ребенка это сложно и непонятно, для подростка понятно, но довольно туманно, а для выпускника профессии приобретают значение статусности без внутреннего заполнения.

И в-третьих, сегодня исчезли кружки по интересам, ранее любимые нашими папами и мамами, такие как радиотехнические; кружки юных журналистов, фотографов; авиа моделирования и другие. Подросток не имеет возможности попробовать себя в возможных сферах деятельности, поэтому в итоге он не имеет тех знаний, которые могли бы помочь ему найти дело по душе. Для школьников более менее понятна лишь профессиональная занятость его родителей. Этого бесконечно мало, чтобы сделать выбор своей будущей профессии осознанно.

Перечислять причины можно и дальше, но намного важнее знать промаха, которые чаще всего совершают старшеклассники при выборе профессии:

  • Выпускник может выбрать профессию, ту, которая первая “попала на глаза”,
  • Часто профессию выбирают исходя из ее престижности,
  • Выбирают профессию “за компанию”,
  • Переносят личное отношение к человеку, представляющему ту или иную специальность, на саму профессию,
  • Увлекаются лишь внешней или одной стороной профессии,
  • Имеют устарелые взгляды о характере труда,
  • Отождествляют школьный предмет с профессией, не делая отличий от самой профессии,
  • Не умеют разбираться в собственных индивидуальных качествах, способностях и склонностях,
  • Не знают или недооценивают свои физические способности и недостатки, значимые при выборе профессии,
  • Не знают принципов выбора профессии.

Но как быть в этой ситуации? Как помочь ребенку выбрать свою будущую профессию, сориентироваться в своих предпочтениях?

При выборе профессии важно чтобы психологические особенности человека соответствовали характеристиками будущей специальности. Профессия, прежде всего, должна быть интересна человеку. Любая профессия подразумевает присутствие у человека «профессиональных качеств». Потому, выбирая профессию, важно понимать, есть ли у ребенка способности, необходимые для конкретной специальности. Тип профессионального труда должен соответствовать личностным характеристикам. Поэтому, чтобы выбрать профессию, прежде всего, необходимо познать себя.

Помочь разобраться в себя может тестирование. Сегодня даже многие ВУЗы организуют бесплатные профориентационные тестирования, именно для того чтобы старшеклассники могли на начальном этапе понять это «дело всей его жизни» или все же подыскать для себя более подходящую специальность.

Тестирование стандартная процедура и поэтому ответ оно дает стандартный. А значит, для более точного определения выпускника школы о склонности к той или иной профессии необходимы более сложные психологические подходы.

Если вашего выросшего ребенка ничто не интересует, и учителя не смогли привить ему тяга к какому-то определенному предмету, и его таланты надежно «зарыты в землю», то проблема выбора профессии будет стоять достаточно остро уже и перед родителями. Со скрытыми талантами даже сложные тестирования справляются с трудом.

Однако, если подросток в школе был активен в различных формах деятельности, ему скорее всего будет любопытно все попробовать и более того у него может многое получиться. Все же, как раз именно такие дети имеют самые большие проблемы с выбором профессии и в этом случае тестирование особенно бессмысленно.

Здесь с выбором будущей профессии способны помочь активная форма работы под названием тренинг. Профессиональные тренинги способны помочь даже в совершенно, казалось бы, безвыходных и запутанных ситуациях. На тренинге ребенку окажут, прежде всего, психологическую поддержку, раскроют перспективу дальнейшего личностного роста. Помогут определиться с жизненной позицией и выстроить алгоритм дальнейших действий.