Как не стать плохой матерью

мама и малышИногда молодые мамы, родившие первого ребенка, сталкиваются в новой для себя сложной и необычной ситуации с трудностями и проблемами, которые традиционно считают, что решать их необходимо путем обсуждения с подругами, более опытными матерями или хорошими знакомыми.

Едва ли можно описать ситуацию, которая могла бы также точно соответствовать полному и гармоничному контакту, чем матери с младенцем. В процесс общения задействованы все возможные ощущения: ребенок чувствует мать, всецело откликаясь ей телом и голосом. Такие отношения естественны и раскованы, направлены к самым глубинным чувствам и матери и ребенка, это встреча двух “Я”. Кормление – идеальная ситуация для их абсолютного контакта, познания и узнавания друг друга.

А какая ситуация в реальности? Сегодня любая женщина, решившая родить ребенка, имеет все шансы не справиться с самыми разными проблемами, например: найти и купить необходимые вещи, накормить, вылечить, выучить, воспитать – одним словом, стать для своего ребенка всем, а точнее «идеальной матерью». Порой разделить такую ответственность за ребенка женщине удается со своим мужем, матерью, врачом…

Однако и со стороны этих помощников женщина обретает новые условности. Доктор может усомниться в надлежащем уходе, учителя могут быть недовольный его воспитанием и т. д. В такой ситуации мать всю ответственность за ребенка возлагает на собственные плечи, здоровье, характер, успехи в школе. Она стремиться выполнить все как надо, старается обеспечить своему ребенку лучшие возможности для его будущего, при этом лишает себя возможности быть с ребенком «здесь и сейчас».

хорошая матьМать всегда живет в «его будущем», старается предотвратить его завтрашние проблемы, и даже когда кормит свое дитя, она не столько находится с ним в контакте, сколько погружена в стремление обеспечить своего ребенка здоровьем в будущем.

Сосредотачиваясь на ожидаемых проблемах ребенка, женщины стремятся разглядеть задачи, которых даже еще нет, мать не видит малыша таким, какой он в настоящий момент и получается, что не может стать с ним одним целым, а лишь манипулирует им.

Именно здесь рождается важная отправная точка большинства нарушений упрочение контакта ребенка с окружающей его действительностью. Ребенок обретает опыт становления объектом для других, и не имеет опыта субъекта, который может познавать, мыслить и действовать.

В некоторой степени жизненный парадокс заключался именно в том, что многие молодые мамы стремятся получить поддержку именно у опытных в плане количества детей мам. Ведь их жизнь подтверждает, что многие проблемы можно реально разрешить.

не потерять связь с ребенкомОбычно у молодых мам возникают проблемы с какими-то бытовыми или медицинскими вопросами, касающимся особенностей режима или кормления ребенка, но на самом деле проблемы лежат гораздо глубже, чем нам кажется.

Рассказывая о своих проблемах, молодые мамы говорят о неуверенности и растерянности в определенных ситуациях. «Я ничего не могу сделать все как надо» – предполагая при этом, что есть какой-то абсолютно правильный способ, или «я ничего не успеваю». Они жалуются, что не могут принять ответственного решения, потому как неуверенны в его правильности или свою несостоятельность в общении с ребенком.

В таких случаях мамы со своим дитя не находятся в контакте, а поглощены своими собственными, ожиданиями, обязанностями или страхами. Отсутствие чувства единения матери со своим дитя, непонимании его состояния и желаний, отгороженности от него не всегда осознается мамами, но явно проявляется в их речах, взглядах и жестах.

Иногда на ребенка возникает раздражение, и даже злость от непонимания от чего он кричит или плачет и, результатом чего образуется ситуация невозможности ему помочь, исправить ситуацию. «Я не понимаю что ему надо, я постоянно боюсь, что с ребенком что-то не так». «Когда дочка плачет, я пугаюсь, я не могу понять, что с ней, и мы начинаем плакать вместе». «Когда он кричит, я злюсь так, что хочется швырнуть его или ударить. Я плохая мать».

Страхами и агрессия заставляют молодую маму «заглушать» их безмерной воспитательной и хозяйственной деятельностью, лишь манипулируя младенцем. Что приводит к еще большему разочарованию, чувству еще большей усталости и разочарованности.

Во время кормления можно заметить, что все движения матери скованы и напряжены. Они не могут быть непосредственными и расслабленными, не соответствуют чувствам матери или состоянию малыша, они озадачены целями: одеть и накормить ребенка, а не согреть или утолить его голод. Иногда даже мать не смотрит на своего ребенка, в его глаза, на его лицо, когда кормит или переодевает его.

Остановитесь, перестаньте суетиться! Дела не закончатся никогда, дайте себе возможность побыть с ребенком просто рядом. Не доказывайте другим свою компетентность и состоятельность, не рисуйте для себя и других картинку «благополучного будущего» и «хорошей матери» и для своего ребенка.

Ваш ребенок достаточно стоек и вынослив, чтобы какое-то время обойтись без вас. Ничего плохого не случится, если он побудет некоторое время в кроватке один. Вернитесь к нему, как только почувствуете, что хотите быть с ним вместе без слова «надо» и «должна».

Возьмите ребенка на руки, почувствуйте пальцами, ладонями, руками все его тело. Только так вы сможете понять и ощутить своего ребенка. Прочувствуйте ситуацию изнутри. Это поможет отнестись к нему как к целостному созданию, имеющему душу и сознание, позволит установить с ним контакт.

Свободный контакт друг с другом, освободит вас от исполнения роли «хорошей матери» и от бытия «плохой матери», а напротив позволит стать для своего дитя «счастливой матерью». Вы освободитесь от страха и отчаяния, исчезнет желания заткнуть уши, закрыть глаза и убежать. Вы поймете, что близость и любовь это самое важное в отношениях матери и ребенка.