Главная / Дети / Игровая деятельность в дошкольном возрасте

Игровая деятельность в дошкольном возрасте

 развитие игровой деятельности детейИгра является ведущим элементом деятельности ребенка. Она представляет собой, как подчеркивал Д. Б. Эльконин, символико-моделирующий тип занятий, в котором наблюдается упрощенность – сокращение операций, условность предметов. Игровая деятельность в дошкольном возрасте – это возможность ориентации ребенка в реальном, зримом мире. При этом происходит воспроизводство основных смыслов деятельности людей, различных форм их отношений, которые впоследствии будут реализованы.

Необходимость формирования внутреннего плана действий формируется на основании системы человеческих отношений, где учитываются не только определенные действия, но и их последствия. Игровая деятельность – это период взросления детей, когда они еще не могут принимать участие в системе общественного труда. Игра в своей сущности понятие историческое и ее возникновение происходит на определенных этапах развития общества.

Рассматривая сюжетно-ролевую игру в развернутом виде можно выделить такие компоненты:

самостоятельная игровая деятельность детей&Единица, центр игры – роль ребенка, которую он исполняет. Копируя действия взрослых, ребенок делает это обобщенно и символически.
&Действия игры – это действия, имеющие определенное значение. Игра носит изобразительный характер, проигрываемые ситуации ребенком воображаются. Линия развития действия такова: операционный план действия воспроизводится в человеческое действие, при этом ее смыслом является отношение к другому человеку. Гуманизм игровой деятельности ребенка в рождении смыслов человеческих отношений.
&Правила игры. Ребенок получает удовольствие от того, что соблюдает правила. На этой стадии происходит зарождение произвольности психических процессов, в дальнейшем развиваемых в школьном возрасте.

игровая деятельность детей раннего возрастаВ процессе игровой деятельности происходит постепенная динамика психического развития ребенка, формируются важные психологические процессы: произвольное внимание и произвольная память. Условия игры подстегивают детей к концентрации внимания на предметах, используемых в игровой ситуации, и на содержании ее действий и разыгрываемого сюжета. В противном случае, ребенок будет изгнан сверстниками из игры.

Огромное значение игровая деятельность оказывает на умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Поначалу ребенок взаимодействует с заместителем предмета, который становится для него опорой для мышления. Затем действия с предметами сокращаются, и все эти действия ребенок переносит в умственную плоскость, где он мыслит о предмете и взаимодействует с ним.

Опыт игровой деятельности и реальные взаимоотношения дошкольника в сюжетно-ролевой игре становятся основой его особого свойства мышления. В игре ребенок приобретает основные навыки общения со сверстниками. Примеряя на себя разные игровые роли, он развивает свои чувства, рефлективное мышление и волевую регуляцию поведения. Игровая деятельность становится основой для учебной деятельности, которая для ребенка позже станет ведущей.